ИСТОРИЯ ХОРА



      1958 год - официальная дата рождения "Академического Хора любителей Пения Санкт-Петербурга".

      Уже через несколько лет этот коллектив стал активным участников творческой жизни Ленинграда. Люди разных профессий и возрастов, объединённые удивительной женщиной профессором Елизаветой Петровной Кудрявцевой, стремительно покоряли вершины хорового искусства.

      Исполненные в разные годы произведения, такие как кантаты - "Славься наш могучий край" Прокофьева, "Весна" Рахманинова, "Москва" Чайковского, "Нения" Брамса, "Морская тишь и счастливое плаванье" Бетховена и его же Девятая симфония; оратории - "Времена года" Гайдна, "Рай и Пери" Шумана, "Царь Давид" Онеггера, "Снегурочка" Чайковского, "Stabat Mater" Перголези и Россини, "Magnificat" Щютца, "Carmina Burana" Карла Орфа, оставили глубокий след, как в сердцах поющих, так и слушающих...

      Только одно перечисление имён маэстро, стоявших перед коллективом - Геннадий Рождественский, Арам Хачатурян, Борис Хайкин, Юрий Серебряков, Неэме Ярви, Арвид Янсонс, Эдгар Тонс, Роберто Бенци, Джемал-Эддин Далгат, Юрий Темирканов, Эдуард Серов, Равиль Мартынов, Александр Дмитриев, Андрей Аниханов, Дмитрий Китаенко, Эдвард Чивжель, Эдуард Грикуров, Кирилл Кондрашин - завораживает!

      Специально для Хора создавали свои произведения Андрей Петров, Вадим Салманов, Валерий Гаврилин, Борис Архимандритов, Владислав Успенский, Дмитрий Смирнов. А обработка Николаем Рубцовым русской народной песни "Веники" - стала визитной карточкой Хора. "Метле, метле!!!" - кричали восторженные слушатели в Югославии.

      Кстати, о гастролях. Выехать за границу в полном составе Хор не мог - "люди разных профессий" в основном трудились в закрытых "ящиках". Поэтому, приглашения на гастроли чаще всего отклонялись. Сербский Ниш - древний город с трагической судьбой - оказался первым, где услышали певцов с берегов Невы. Дирижёром в этой поездке был замечательный музыкант, многолетний хормейстер коллектива Александр Верещагин. Ещё одни гастроли - в ГДР, в Дрезден, Хор приезжал по приглашению руководителя "Хора альпийских стрелков" Вернера Мечке, ученика Елизаветы Петровны Кудрявцевой. Время для Германии было историческое, страсти кипели - теперь мы знаем, что вот-вот должна была рухнуть Берлинская стена... Тем не менее, приём был тёплым, а концерты запомнились надолго!

      Да и гастроли по России удивляли многих своей масштабностью! С 1969 года участие в Празднике Песни в Эстонии становится почти традицией. С Хором познакомились Москва, Ярославль, Нижний Новгород (тогда - Горький), Ростов Великий, Псков, Новгород Великий, Краснодар, Новороссийск, Петрозаводск, Рига, Юрмала, и, конечно, многие города Ленинградской области.

      Каждый сезон Хор готовил 2-3 премьеры. Большой популярностью пользовались органно-хоровые вечера. Чаще всего в разные годы с Хором выступали органисты Нина Оксентян, Валерий Майский, Юрий Семёнов, Исайя и Анастасия Браудо, Олег Киняев, Наталия Сиротская, Евгения Соболева. А в заключение, как правило, звучал грандиозный хор "Аллилуйя" из "Мессии" Генделя.

      Слово "впервые" постоянно встречалось в аннотациях и рецензиях на концерты коллектива. Елизавета Петровна Кудрявцева вместе с самодеятельными певцами создавала шедевры в исполнении русской духовной музыки. Будь то "Тихая мелодия" ("Тебе поем") Рахманинова или "Демественная Литургия" Гречанинова.

      И в поездках и в репетиционном зале рядом с Елизаветой Петровной всегда были её ученики, которые через несколько лет общения с Хором, покидали его самобытными творческими личностями. Перечислить всех невозможно, но не назвать главного дирижера и художественного руководителя Симфонического оркестра РАМ им. Гнесиных Тимура Мынбаева, Дмитрия Китаенко, дирижёра Национального филармонического оркестра России Алексея Степанова, главного хормейстера Мариинского театра Андрея Петренко, Андрея Аниханова, Равиля Мартынова, Бориса Абальяна, Николая Корнева, Владимира Зиву, художественного руководителя и главного дирижёра Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александра Дмитриева, Александра Верещагина, руководителя Хоровой студии мальчиков и юношей Санкт-Петербурга Вадима Пчёлкина, петербургского композитора Анатолия Королёва, Алексея Ньяга - нельзя!

      А в 2004 году у Хора началась новая жизнь... В 2004-2016 годах Академическим Хором любителей пения Санкт-Петербурга руководила дипломант международных конкурсов Екатерина Артюшкина, ученица Елизаветы Петровны Кудрявцевой. С 2016 года художественным руководителем Хора стала Ирина Андрякова.

(с)Л. Чернявская


ДИРИЖЁРЫ, РАБОТАВШИЕ С ХОРОМ

Геннадий
Рождественский
  • Бетховен - Кантата "Морская тишь и счастливое плаванье" для хора и оркестра
  • Бетховен - Фантазия для хора, фортепиано и оркестра
  • Прокофьев - Хоры из оперы "Огненный ангел"

  • Юрий Темирканов
  • Малер - 3-я симфония

  • Александр Дмитриев
  • Брамс - Рапсодия на текст "Зимнее путешествие по Гарцу" И.В.Гёте для альта, мужского хора и оркестра
  • Прокофьев - Кантата "Славься наш могучий край" для хора и оркестра
  • Рахманинов - Кантата "Весна" для солистов, хора и оркестра
  • Россини - STABAT MATER
  • Чайковский - Кантата "Москва" для солистов, хора оркестра
  • Скрябин - Первая симфония

  • Неэме Ярви
    (Neeme Järvi)
  • Бетховен - Фантазия для хора, фортепиано и оркестра

  • Андрей Аниханов
  • Чайковский - Три фрагмента из музыки к весенней сказке "Снегурочка" А.Островского
  • Бетховен - Симфония №9
  • Верди - Сцены из оперы "Набукко"
  • Гендель - "Аллилуйя" из оратории "Мессия" для хора и оркестра
  • Гендель - Psalm 112

  • Андрей Петренко
  • Гаврилин - Фрагмент из хорового симфонии-действа "Перезвоны" (по прочтении В.Шукшина) "Страшенная баба"

  • Алексей Cтепанов
  • Вагнер - Финал из оперы "Нюрнбергские мейстензингеры"
  • Вагнер - Финал из оперы "Тангейзер"

  • Эдуард Серов
  • Россини - STABAT MATER для солистов, хора и оркестра
  • Мессиан - "Три маленькие литургии"
  • Сати - Музыка к "Действу о св. Женевьеве Брабантской"
  • Оннегер - Симфонический псалом "Царь Давид" по драме Рене Мора для хора и оркестра

  • Дмитрий Китаенко
  • Брамс - Кантата "Нения" для хора и оркестра (март 1978 года - первое исполнение в СССР)

  • Эдвард Чивжель
    (Edvard Tchivzhel)
  • Архимандритов - Кантата-фреска "Суд памяти" по поэме Е.Исаева

  • Игорь Блажков
  • Шостакович - "13-я симфония"

  • Анатолий Иванов
    1934-2012
  • Бородин - Фантазия на тему "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" для хора и ансамбля ударных
  • Джемал-Эддин Далгат
    1920-1991
  • Бетховен - Фантазия для фортепиано, хора и оркестра
  • Шуман - Оратория "Рай и Пери" для хора и оркестра

  • Равиль Мартынов
    1946-2004
  • Брукнер - Месса №2 для восьмиголосного хора и духовых инструментов
  • Оннегер - Симфонический псалом "Царь Давид" по драме Рене Мора для хора и оркестра
  • Орф - Сценическая кантата "Carmina Burana"

  • Эдгар Тонс
    (Edgars Tons)
    1917-1967
  • Янис Иванов - 4-я симфония "Атлантида"

  • Арвид Янсонс
    (Arvīds Jansons)
    1914-1984
  • Гайдн - Оратория "Времена года" для солистов, хора и оркестра
  • Рахманинов - Кантата "Весна" для солиста, хора и оркестра

  • Арам Хачатурян
    1903-1978
  • Хачатурян - "Ода радости"

  • Эдуард Грикуров
    1907-1982
  • Россини - STABAT MATER для солистов, хора и оркестра

  • Марк Эрмлер
    (Mark Ermler)
    1932-2002
  • Брамс - Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра
  • Юрий Ефимов
    1937-1991
  • Мендельсон - Музыка к комедии "Сон в летнюю ночь"

  • НА ГЛАВНУЮ

    Hosted by uCoz